400 дней до выборов

Оценка сценарного развития ОАО «ГАЗПРОМ».

Научная группа под руководством Николая Ютанова — учредителя, члена Правления института современного государственного развития

Сегодня (и как минимум в среднесрочной перспективе) ОАО «Газпром» является основным российским торговым брендом. По узнаваемости на Западе и на Востоке он соизмерим с брендом самого Российского государства. Фактически он является крупнейшим представлением России в геоэкономическом пространстве мира.
И поэтому складывается ситуация: что выгодно России, то выгодно «Газпрому», что выгодно «Газпрому», то выгодно России. Иными словами, ОАО «Газпром» выгодно повышение капитализации Российской Федерации, поскольку это автоматически увеличивает его собственную капитализацию (и обратное тоже верно).
Настоящий документ «Научные, технологические, социальные, культурные и иные значимые изменения в мире между 2010 и 2050 годом» как для ОАО «Газпром», так и для России означает заявку на присутствие на рынке проектов Будущего. Во-первых, это – перспективный и быстро растущий рынок, и занять на нем одну из ключевых позиций полезно для любого крупного финансового «игрока». Во-вторых, на этом рынке продаются не товары, а позиции, видение развития проекта. Причем основная часть прибыли образуется за счет увеличения стоимости бренда, связанного с данной позицией. В этом отношении важнейший сектор рынка Будущего представляет собой, по сути, фьючерсный рынок трендов. В настоящее время ни Россия, ни «Газпром» не играют на этом рынке и не обеспечивают повышение цены своих брендов за счет нематериальных активов.
Необходимо учитывать, что любой прогноз будущего в обязательном порядке включает в себя прогнозирование в области энергетики и в области научно-технического инновационного развития. Такое прогнозирование, выполненное крупным игроком на энергетическом рынке, нередко «проектно сбывается», поэтому оно всегда вызывает к себе самое пристальное внимание. В условиях информационного общества «внимание» – само по себе является чрезвычайно ценным ресурсом. Кроме того, прогнозируя будущее, можно управлять настоящим. В нашем случае: прогнозируя завтрашние цены на энергоносители, можно сегодня управлять спросом и предложением на энергетическом рынке. Поскольку Россия сегодня уже признана энергетической сверхдержавой, любое ее высказывание относительно будущего носит управляющий характер, по крайней мере в отношении будущего энергетики. То, что с прогнозом выступают не официальные российские прогнозирующие и планирующие инстанции, а крупнейшая энергетическая корпорация, придает документу черты некоей неофициальности, «контролируемой утечки информации».
Содержанием документа является результат проведения системы российских форсайтных оценок будущего – альтернативной зарубежному форсайту, выстроенному с позиций США, Европейского союза или Японии (см. Приложение 1).
Представляется, что сам факт позиционирования ОАО «ГАЗПРОМ» на рынке будущего приведет к некоторому повышению текущих мировых цен на газ, причем независимо от того, будет ли прогнозироваться дальнейший рост спроса на энергоносители, или же – стабилизация этого спроса с его последующим сокращением.
Кроме того, прогностическая деятельность, носящая сугубо информационное содержание, повышает постиндустриальную составляющую капитализации ОАО «Газпром». Это, во-первых, можно рассматривать как некую форму диверсификации активов и, во-вторых, важно для дальнейшего развития корпорации как индустриально-информационной производственной системы.

Скачать публичную часть исследования (PDF 0,882 Mb)

Post Tagged with ,