Третий этап мониторинга общественного мнения, проводимый колл-центром Института Современного Государственного Развития в апреле 2013 года с выборкой в 1800 человек по 83 субъектам РФ, статистической погрешностью не превышающей 2,3%, репрезентативно разделенного на сельское и городское население, выявил следующие результаты:
- Среди населения появляется все больше людей, которые замечают, что изменения в регионе происходят, поскольку уменьшился процент респондентов, разделивших нейтральную оценку социально-экономической ситуации (-12,2% среди городского населения, +1,9% сельского населения и -5,2% по всей выборке). Этот процент перераспределяется в негативную оценку.
На втором месте по всей выборке стоит вариант «Ухудшилась немного» — 24,69% (прирост на 3 процента по сравнению с исследованием в феврале 2013), затем «Улучшилась незначительно» — 14,09% (с падением на 0,9%), затем «Сильно ухудшилась» — 10,58% (с приростом 2,5%) и «Сильно улучшилась» — 1,31% (с приростом 0,3%).
Если посмотреть соотношение городского и селького населения (41,83% среди городского населения, 57,63% сельского населения и 49,33% по всей выборке), то еще больше радикализация проходит в городах, где процент людей, говорящих о незначительном, но ухудшении своего социально-экономического положения заметно больше, чем на селе. В среде деревенского населения количество нейтральных мнений все же больше, чем сумма актуализированных оценок ситуации, однако, везде процент людей, придерживающихся нейтральной позиции, постепенно сокращается.
Обобщив позитивные и негативные оценки, можно подытожить под общим индексом социально-экономического положения в стране(сложив варианты ответов «Сильно улучшилась», «Улучшилась незначительно» и противопоставив их сумме вариантов «Сильно ухудшилась» и «Ухудшилась незначительно»), что даёт нам результат: -19,9 по всей выборке (уменьшение на 2,7 % по сравнению с февралем 2013), -20,5% в городской среде (-4,1% от индекса прошлого этапа) и -17,8% среди сельского населения (прирост: +0,1% от февральской фазы мониторинга).
То есть небольшая часть нейтральных мнений (вцелом 5,2% по всей выборке)сместилась в сторону детерминированных мнении об ухудшающейся ситуации в стране (2,7 пунктов по общему индексу).
- По вопросу отстаивания своего мнения/выражения протеста ситуация стабильна в статике:
большинство людей готовы «собственными усилиями делать свою жизнь лучше» 47,5% по всей выборке, 51,4% в городе и 36,9% на селе (прирост: +2,4% по всей выборке, +6,8% в городе и +2,5% на селе), либо «писать жалобные письма в органы власти» 18,9% по всей выборке, 16,7% в городе и 22,8% на селе(прирост: -1,2% всей выборки, -1,3% в городе и -0,9% на селе). Однако, таких людей становится все меньше, так как постепенно растет количество людей, которые готовы «вести агитационную работу среди населения» — 9,8% по всей выборке (прирост: +1,5% всей выборки, +2,1% в городе и +0,7% на селе) практически наравне с «участием в санкционированных митингах» — с 8,2% по всей выборке (прирост: +2,7% по всей выборке, +3,2% среди городского населения и +2,1% на селе). Варианты ответа «другое», при общей выборке в составили 5,9% (среди них респонденты отмечали необходимость адекватного избирательного процесса, реформирование судебных процедур и механизма принятия законов и назначений власти, необходимости политической воли для решения отмеченных в мониторинге проблем, возможность революционного исхода при условии отсутствия улучшений качества жизни и т.д.). Тенденция выхода из состояния апатии налицо, население начинает проявлять социально-политическую активность, пусть и незначительную, но все же заметную в динамике.
Процент людей, ответивших «Затрудняюсь ответить» на вопрос о готовности и способах выражать протест по поводу волнующих и острых проблемах своего региона также понизился по сравнению с предыдущим исследованием. -11,5% на селе, -46,7% в городе и -36,6% по всей выборке также говорят о радикализации мнений респондентов. Их готовность вырабатывать определенную стратегию поведения в ухудшающейся, по их же мнению, обстановке становится более определённой.
- Проблемы, отмеченные респондентами также претерпели некоторые изменения за последние полгода. Если раньше население ставило на первую строчку 4 месяца подряд проблему ЖКХ, то теперь первую строчку занимает проблема КОРРУПЦИИ. Даже на фоне громких дел, проходивших 2-3 месяца назад (дело ОборонСервиса, дело АгроЛизинга и т.п.), проблема коррупции занимала 5 строчку в рейтинге общих проблем. На момент апрельского замера общественного мнения, проблема КОРРУПЦИИ занимает первое место с 14,2% по всей выборке (прирост: +1,6% по всей выборке, +3,0% в городе и +0,2% в селе).
Появление проблемы БЕЗРАБОТИЦЫ на втором месте в общем рейтинге также является отражением общей социально-экономической ситуации в регионах и, в отличие от раскрученной в СМИ темы КОРРУПЦИИ, показатель БЕЗРАБОТИЦЫ характеризует реальное самочувствие российского населения.
Итак, на втором месте с одинаковым общим результатом 11,9% ЖКХ и БЕЗРАБОТИЦА. Причем ЖКХ занимает второе место среди городских проблем (-6,8% по всей выборке, -12,4% в городе и -1,5% в селе), а БЕЗРАБОТИЦА – первое среди деревенских проблем (+2,6% по всей выборке, +1,0% в городе и +6,6% на селе).
Третье место занимают ДОРОГИ с 8,1% по всей выборке (прирост: -2,7% по всей выборке, -3,5% в городе и -1,9% на селе). На четвертом месте, с результатом 7,2% по всей выборке – МЕДОБСЛУЖИВАНИЕ (прирост: -1,4% по всей выборке, -3,5% в городе и -1,9% в селе). На 5 месте вариант «ДРУГОЕ» с 6,9% по общей выборке. Среди вариантов ответа «другое» (-2,1% по всей выборке, +3,1% в городе и -7,7% в селе) были названы: дороговизна продуктов и услуг, маленькие государственные субсидии, пенсии и надбавки, пробелы в законодательстве и законотворчестве, бытовые проблемы, неуверенность в своём будущем, а также уточнения (наркотики/пьянство/тунеядство) и вариант «все проблемы из списка тоже встречался достаточно часто.
На шестом месте проблема ЖИЛЬЯ с 5,6% по всей выборке, на седьмом – ПРОМЫШЛЕННОСТЬ с 4,3% по всей выборке, потом ОБРАЗОВАНИЕ с 4% по всей выборке на восьмом месте. Затем, девятое место — ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО с 3,9% по всей выборке.
НА последних местах рейтинга проблем: КУЛЬТУРА – 0,9% по всей выборке, БЕЗОПАСНОСТЬ – 1,9% по всей выборке, социальная защита/экология – 2,2/2,3% общей выборки.
Вопросы ОБРАЗОВАНИЯ, МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ уже занимают не первые места в рейтинге, как это было раньше, а уступают проблемам КОРРУПЦИИ и БЕЗРАБОТИЦЫ. Это сигнализирует о серьезных сдвигах в сторону социальной напряженности.
- На первом месте с точки зрения доверия населения стоит Президент России Путин В.В., что не является неожиданным результатом и не вызывает сомнения. Прирост незначительный: + 0,3% (+3,4% городских жителей и -2,8% сельского населения). Однако второе место занимает Глава субъекта Федерации(губернатор), доверие к которому у населения поднялось в рейтинге на 3,5% (+2,0% городские жители и +7,9% сельское население). И на последнем месте следует, с падением на 1,5%, Председатель Правительства России Д.А. Медведев (+1,9% от городских жителей и -8,0% от сельского населения).
Эта ситуация несколько нестандартна, поскольку всегда на втором месте после Президента следовал Премьер-министр, так как это основа конгломерата власти, находящейся в Москве. Однако, апрельский этап мониторинга показал обратную тенденцию децентрализации власти и повышения доверия к региональным лидерам. В сельском сегменте рост доверия к представителям региональной власти стабилен и более значителен по сравнению с городским населением.
Итоги апрельского мониторинга общественного мнения 2013 года:
А. Рейтинг обнаружил важную тенденцию укрепления нового тренда децентрализации вертикали московской власти на примере роста доверия к региональным лидерам. По итогам апрельского опроса общественного мнения, рейтинг Председателя Правительства России Медведева Д.А. оказался на третьем месте после Глав субъектов Федерации(губернаторы), что говорит о том, как теперь будет выстраиваться вектор социально-экономического развития. Скорее всего, это говорит о том, что мы сейчас будем видеть рост межрегиональных связей, рост ответственности и основ дальнейшего развития различных программ, находящихся в сфере компетенции руководителей регионов, а также рост их связей не через Москву, а непосредственно друг с другом. При потере доверия к Правительству, экономические связи будут, скорее всего, выстраиваться горизонтально, а руководители регионов будут выстраивать связи несколько другими способами, что отразится на общей социально-экономической ситуации в стране. Население перекладывает ответственность за будущее страны и именно на региональных лидеров, поэтому любопытно, чем это обернется в ближайшем будущем.
Б. Информационный тренд на раскручивание проблематики коррупции наконец нашел понимание в сознании наших граждан и теперь коррупция воспринимается ими как нечто важное. То есть, ощущение проблемы коррупции населением как главной проблемы имеет место быть, однако процентный отрыв от остальных проблем из «первой пятерки» (безработица, ЖКХ, дороги и медобслуживание) незначителен. Причины лидирования коррупции в списке проблем мы видим в СМИ, активно освещавших эту тему в течение некоторого периода времени.
В. Медленная динамика ухудшения социально-экономического состояния регионов также кореллируется с незначительным, но повышением социально-политической активности и увеличением протестных настроений на небольшой процент (их рост не превышает +1,1% в среднем по по общей выборке и +2% среди городской или сельской выборки). То есть, активизация населения и выход из состояния апатии налицо, однако, с подавляющим преимуществом лидирует вариант готовность делать жизнь лучше исключительно собственными усилиями. Необходимо дальнейшее отслеживание мониторинга социальных изменений.