03 марта 2015 года в Санкт-Петербургском региональном информационном центре ТАСС состоялась экспертная конференция «Четвертый год президентской легистратуры, нарастание рисков или новые перспективы», организованная Институтом современного государственного развития.
Вот уже четвертый год в преддверии годовщины даты выборов президента РФ, состоявшихся 04 марта 2012 года, Институт современного государственного развития проводит экспертные конференции, посвященные обсуждению актуальных вопросов жизни общества. Традиционно в дискуссии принимают участие эксперты из различных областей: экономисты, политологи, социологи, философы, культурологи. Они высказывают свое видение наиболее значимых вызовов, стоящих перед властью на ближайшее время.

В 2012 году встреча была посвящена теме сценариев политического развития России в период новой президентской легистратуры. 28 февраля 2013 года конференция состоялась снова. Следующий её этап прошел в 2014 году.
В рамках прошедшего обсуждения его участниками было отмечено нарастание неопределенности в перспективах развития экономических и политических процессов, как в России, так и в мире, а также их явное обострение. Интересно, что прошедшая дискуссия состоялась до основной фазы украинских событий, которые, без сомнения, внесли свои коррективы в сделанные прогнозы.
При этом участники дискуссии сошлись во мнении, что в данных условиях ключевой и, фактически, единственной фигурой российской политики, формирующей повестку дня, остается президент РФ, он же и несет всю полноту ответственности за её реализацию.
Прошел год. И эксперты собрались снова, чтобы сверить прогнозы и их воплощение, попытаться определиться с возможным видением перспектив еще на один год.
В состоявшемся обсуждении приняли участие:
Гайнутдтнов Рашид Ибрагимович, Доктор политических наук, доцент Проректор-представитель Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Москве;
Еременко Владимир Иванович, Кандидат философских наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности СПбГУКИ;
Кострыкин Александр Вадимович, Председатель Санкт-Петербургского отделения Ассоциации работников молодежной сферы, действительный член Национальной академии ювенологии, почетный работник сферы молодежной политики;
Лобанов Николай Андреевич, Профессор, доктор экономических наук, директор института непрерывного образования Ленинградского государственного университета им. Пушкина;
Ольховский Александр Сергеевич, эксперт Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
Пахомов Артур Николаевич, генеральный директор ЗАО «Каротекс Холдинг Лимитед»;
Прокофьев Дмитрий Андреевич, экономист, вице-президент ЛТПП;
Соловейчик Владимир Матвеевич, публицист, политический аналитик,один из руководителей Движения Гражданских Инициатив (ДГИ);
Солонников Дмитрий Владимирович , директор Института современного государственного развития;
Столяров Андрей Михайлович, писатель, футуролог, член Союза российских писателей;
Шеляпин Николай Викторович, кандидат социологических наук, доцент кафедры связей с общественностью РГГМУ;
Щелкин Александр Георгиевич, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН.

В ходе обсуждения, эксперты, при всех различиях в подходах к оценке ситуации, все-таки сошлись во мнении, что сейчас экономика страны находится в крайне трудном положении. Может быть, само тяжелом в XXI веке. И данная ситуация сложилась не в результате украинского кризиса, а гораздо раньше, и имеет сугубо внутренние корни. Внешнеполитическая ситуация при этом рассматривается уже как реакция руководства страны на внутренние кризисные явления.
Их нарастание в последнее время вызывает поиск путей выхода из создавшейся ситуации, и, соответственно, лиц, которые по этим путям могут страну провести.
Грубо этих путей три. Каждый с той или иной степенью вероятности (или невероятности) к воплощению.
Первый – это либеральный «западный» сценарий. Его адепты убедительно говорят, что экономика страны остро нуждается в и инвестициях, оборотном капитале и т.д., нуждается в новых технологиях, нуждается в новом оборудовании. Самостоятельно современная Россия ни первого, ни второго, ни третьего создать и получить не может, а значит вся надежда только на помощь из-за рубежа. Со стороны партнеров из США и Европы. Отсюда необходимость налаживания нового диалога с Европейскими и американскими партнерами, формирование общей повестки дня, поиск возможностей разрешить существующие противоречия, понятно, что в данном случае, на условиях, навязываемых извне, но «с сохранением лица». А значит, в стране должно быть новое руководство, которое согласится на все выдвигаемые западными партнерами требования, лишь бы получить о них доступ к необходимым ресурсам. Это тяжело, но необходимо. Иначе стране просто не выжить. Данный путь для президента страны, скорее всего, нереалистичен, сейчас маловероятен для воплощения.
Второй – это государственнический «евразийский» сценарий и мобилизационная экономика. Его авторы и приверженцы считают, что в стране достаточно собственных ресурсов и возможностей. Необходимо изменить основы работы Центробанка и правительства, самостоятельно определять возможности рублевых эмиссий, установить новые правила управления промышленностью и новой индустриализацией, ввести элементы мобилизационной экономики и т.д. При этом в качестве международных партнеров предлагается делать упор на страны ЕАЭС, БРИКС, ШОС и других новообразований. Понятно, что такие действия также потребуют смены нынешнего кабинета министров и его главы. И серьезных «жертв» от народа и элиты. Данный сценарий рассматривается как возможный, но только в вынужденных условиях.
Третий – это пассивный сценарий. Его сторонники, а именно они сейчас определяют экономическое и политическое развитие страны, считают, что ничего радикального делать не нужно. Все через какое-то время рассосется само. Западные санкции будут смягчены, а потом сняты. Вновь заработают традиционные схемы и механизмы, и страна вернется к спокойному плавному развитию, без скачков и прорывов. Основная задача, ничего не ломать и не менять, при этом дождаться, изменения внешней конъюнктуры, досидеть на своих местах до новых лучших времен.
«Трудно что-то менять, ничего не меняя. Но мы будем!»
«В ситуации, когда нужно принять трудное решение, самое лучшее решение – это не принимать никакого решения»
Данный сценарий, рассматривается как наиболее вероятный, однако не решающий никаких проблем, стоящих перед страной. Наоборот он оттягивает трудные необходимые действия «на потом». Но ресурсы постоянно расходуются, и чем дальше, тем любые действия будут напряжённее и больнее.
Ресурсов «продолжать ждать» на 2015 год еще, скорее всего, хватит, хотя отдельные социальные потрясения будут уже в ближайшее время.

от admisogor