В Общественной палате Санкт-Петербурга прошел круглый стол «Средства массовой информации в современную эпоху. Новые вызовы. Правовая защита журналистов и правовая защита читателей». Мероприятие продолжило серию экспертных дискуссий в рамках медиапроекта «Дело молодых».

Средства массовой информации в современном мире играют все большее значение. Сейчас это не только источник различных сведений и проводник в мире общественной, политической, культурной жизни. СМИ во многом формируют картину мира своей аудитории, при этом получая все больше возможностей благодаря новым технологиям. Меняются как форматы подачи информации, так и стандарты ее качества. В ходе круглого стола эксперты в диалоге с молодежью обсудили, как использовать открывающиеся возможности и защититься от информационных угроз.

На ключевую особенность нынешней сферы СМИ в сравнении с прошлым в ходе дискуссии обратил внимание главный редактор издания «Деловой Петербург» Игорь Павловский. По его словам, наблюдается переизбыток информации, и если раньше СМИ «продавали свою экспертность», то сейчас они пытаются купить внимание аудитории: «Информации слишком много, читатели начинают отключаться от источника информации, сознательно себя изолировать».

Средствам массовой информации приходится существовать в постоянно меняющемся информационном поле, мощные агрегаторы забирают у читателя необходимость обращаться к какому-то конкретному изданию, а постоянно возникающие новые форматы подачи информации усиливают конкуренцию и заставляют менять подходы. Впрочем, в победу условных блогеров над традиционными СМИ эксперт не верит:

«Несмотря на скептические заявления, можно сказать, что блогеры не победят СМИ. Блогеры выполняют ту же функцию, что и СМИ, просто они сейчас называются по-другому. Если вы считаете, что у раскрученных блогеров нет редакции, вы ошибаетесь. За ними работает целый штат специалистов, продюсерская команда, операторы и так далее. Просто они называются не средствами массовой информации, а каналами. Но это такое же СМИ».

Спикер также добавил, что, глядя на блогеров, СМИ начали перестраивать свою работу. В частности, больше общаться с аудиторией и формировать повестку дня вокруг себя. Позитивной тенденцией эксперт назвал уход от гонки за трафиком. А будущее, с его точки зрения, за по-настоящему качественным контентом — это следствие переизбытка непроверенной информации и желания людей уйти от информационного хаоса к качественному продукту. «Меняется все стремительно. Выживут те, кто умеет ловить тенденцию, умеет перестраиваться, умеют монетизировать свое издание, находить новые каналы, чтобы достучаться до читателей. Я вижу, что людей, доверяющих СМИ, становится не меньше, а даже больше».

Заместитель председателя Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Марина Мерцалова рассказала о принципах работы городских государственных СМИ, где во главу угла ставится оперативная подача проверенной информации о жизни города и страны, стремление к охвату наибольшей аудитории и поиск все новых, удобных для аудитории, каналов связи. При этом эксперт упомянула и о широкой поддержке негосударственных СМИ, готовых к сотрудничеству в интересах петербуржцев:

«Это, действительно, политика, которую ведет комитет по печати в части поддержки проектов, которые реализуются негосударственными СМИ. Мы в течение года задаем им определенный тренд, определенную тематику, которая интересна городу. Мы стараемся, чтобы это были такие актуальные темы, как освещение национальных проектов, развитие патриотики, добровольчества, многие другие социально значимые тематики». По словам Марины Мерцаловой, в этом году получили поддержку в виде грантов около ста организаций и более ста проектов, которые не являются государственными СМИ.

О мотивации к получению опыта работы в сфере СМИ рассказала руководитель Городского студенческого пресс-центра Санкт-Петербурга на базе СпбГУПТД Екатерина Туголукова. Хотя современные технологии дают практически каждому возможность генерировать медиаконтент, создавать собственное СМИ в электронном формате и пробовать себя в качестве блогера, создание личного бренда — далеко не единственная мотивация.

«Это и самореализация для студентов, и дополнительная возможность для расширения кругозора, и получение знаний в издательской сфере. Издающиеся сегодня при вузах журналы — это настоящие креативные издания. В них можно найти интересную графику, иллюстрации, над каждым текстом, бывает, работает по несколько авторов, журналисты, редакторы, корректоры», — высказалась Екатерина Туголукова.

Одной из центральных тем обсуждения в ходе круглого стола защита от недостоверной информации, фейков и вбросов. Эксперты оказались солидарны в поддержке законодательной деанонимизации блогеров с аудиторией свыше десяти тысяч подписчиков. Производители контента для широкого круга читателей должны отвечать за содержание своих пабликов. Это в том числе вопрос информационной безопасности.

Впрочем, любителей анонимных каналов по-прежнему много. Люди рассчитывают получить «инсайт», чтобы чувствовать себя владеющими максимумом информации. Чаще всего это касается потребителей контента с политических анонимных каналов. По этому поводу иронично высказался Игорь Павловский: «Как показывает практика, все неквалифицированные инвесторы, которые использовали информацию из анонимных телеграмм-каналов, говоривших, что «доллар сейчас точно вырастет» или «точно упадет», проигрывали свои деньги. Боюсь, что то же самое с политикой». Впрочем, постепенно доверие к анонимным каналам снижается, а авторы, желающие сохранить подписчиков, выходят из информационного сумрака.

В дискуссии с молодежью также поднимались темы уважения к авторскому праву, на какой бы площадке не был размещен плод интеллектуального труда, разоблачения фейковых журналистов, пытающихся получить информацию у источника под видом представителя уважаемого государственного издания, и в целом культуры получения и распространения информации. Политолог, директор Института современного государственного развития, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Дмитрий Солонников напомнил, что при Доме журналиста есть Центр правовой защиты журналистов. Помимо этого на базе Общественной палаты Санкт-Петербурга работает комиссия по взаимодействию со средствами массовой информации и информационной безопасности, куда также свободно могут обращаться журналисты и люди, интересующиеся медиа.

Молодежь активно включилась в обсуждение перспектив блогинга, возможностей получения грантов для продвижения интересных проектов в сфере СМИ. Помимо этого молодые слушатели круглого стола высказались за необходимость более интенсивной защиты на новых информационных площадках детей, подростков и пожилых людей от разного рода мошеннических действий и опасной дезинформации.

Проект «Дело молодых» нацелен на открытый диалог с молодежной аудиторией от 14 до 35 лет по различным темам петербургской общественно-политической повестки на основании проверенной информации и компетентного мнения экспертов и специалистов в противовес провокациям и фейкам.

Проект осуществляет автономная некоммерческая организация «Институт современного государственного развития» совместно Общественной палатой Санкт-Петербурга и телекомпанией Санкт-Петербург, при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга.

В рамках проекта в период с июня по ноябрь 2024 года будут организованы 10 экспертных круглых столов по актуальным для жизни города вопросам и значимым информационным поводам.  Удачный опыт открытого взаимодействия экспертов с молодежью в ходе реализации проекта «Дело молодых» в 2022 году получил высокую оценку органов власти Санкт-Петербурга, представителей средств массовой информации, экспертов и гражданского общества.

от admisogor