Материалы для самостоятельной работы
- Выполнить практические задания и прислать результаты в виде письменного документа в формате word с указанием ФИО участника курса и номера семинара, на который дается ответ.
- Ответы присылать на почтовый адрес: tasks@srv198869.hoster-test.ru
- В теме письма пишите ТРЕНДЫ 2.0 и номер семинара
- Все вопросы по самостоятельной работе также направлять на почтовый адрес: tasks@srv198869.hoster-test.ru
Задание №1
Тема: Введение в прогностику
- История прогнозирования. Прогностическая платформа.
- Базовая технология прогнозирования («прогностическая восьмерка»).
- Прогностические ритмы.
Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:
- изучить рекомендованную дополнительную литературу (см. http://abc.srv198869.hoster-test.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/)
- ответить на вопросы самоконтроля
- при необходимости повторно просмотреть материалы семинара на сайте проекта http://trends2.srv198869.hoster-test.ru/
- выполнить практическое задание и прислать результаты в виде письменного документа в формате word с указанием ФИО участника курса и номера семинара, на который дается ответ.
- Ответы присылать на почтовый адрес: tasks@srv198869.hoster-test.ru
- Все вопросы по самостоятельной работе также направлять на почтовый адрес: tasks@srv198869.hoster-test.ru
Вопросы для самоконтроля.
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)
- Что такое субъект прогнозирования?
- Что является объектом прогнозирования?
- Что такое контекст прогнозирования?
- Какие инструменты прогнозирования вам известны?
- Что такое PEST-анализ?
Практическое
задание.
Выделить объект прогнозирования, составить по отношению к нему субъект прогнозирования, включив в него себя и других интересантов прогноза, рефлективно пройти прогностическую восьмерку (два круга) и ответить на вопрос: как изменились объект и субъект в процессе двойного обхода. Написать короткий отчет по восьми этапам:
- Субъект прогнозирования – это?.. (кто и для кого прогнозирует?)
- Объект прогнозирования – это?.. (что мы прогнозируем?)
- Выбираю инструмент прогнозирования (например, PEST-анализ)
- Понимаю, что объект следует рассматривать в таком-то контексте
- Какие изменения произошли с субъектом, кого не хватает в прогностической группе? Кто не является интересантом прогноза?
- Как в связи с контекстом и предварительным действием инструмента изменился объект, его границы, горизонт прогноза, что мы на самом деле прогнозируем?
- Какие прогностические инструменты, для понимания чего нам следует добавить?
- Есть ли уточнения в контексте, ритмах, масштабах?
В завершение составить техническое задание на прогноз, в котором указать:
— объект прогнозирования (например, кафедра вуза или развитие квантовой оптики, как отрасли науки);
— применяемые инструменты;
— контекст прогнозирования (например, образовательный, организационный, проектный, еще какой-то);
— масштаб прогнозирования («мир-страна-регион, Вуз, компания, отрасль»)
— горизонт прогноза (3-5-7-10-20 лет…)
*****
Задание №2
Тема: Сценирование
- Метод сценирования.
- Дискретное сценирование.
- Бизнес-сценирование.
- Кризисы и кризисное сценирование.
- «Правый» и «Левый» кризисные сценарии.
- Континуальное сценирование.
- Использование игровых техник при решении сценарных задач.
Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:
- изучить рекомендованную дополнительную литературу (см. http://abc.srv198869.hoster-test.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/)
- ответить на вопросы самоконтроля
- при необходимости повторно просмотреть материалы семинара на сайте проекта http://trends2.srv198869.hoster-test.ru/
- выполнить практическое задание
Вопросы для самоконтроля.
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)
- Что такое сценирование?
- В каких случаях применяется дискретное сценирование?
- Каковы особенности бизнес-сценирования?
- В чем отличия «правого» и «левого» кризисных сценариев?
- Что такое континуальное сценирование?
Практическое
задание.
- Рассмотреть любой известный участнику бизнес до и после 2014 года, написать бизнес-сценирование до 2014 года в таблицу четырех сценариев: инерционный, прорывной, реалистичный, чудесный с метафорическими названиями, в которых определяется основное содержание сценариев.
- Нарисовать кризисное сценирование того же бизнеса после 2014 года, построить «ромашки» «левого» и «правого» проекта выхода из кризиса, уделить особое внимание в «правом сценарии» сценарной гипотезе, в «левом сценарии» – основному противоречию, которое ляжет в основу проекта преобразования оргструктуры.
- Написать отчет по форме:
«Правый сценарий»:
- Идеология выхода из кризиса
- Список технологий, которые лягут в основу выхода из кризиса
- Стратегия и ориентиры ее достижения
- Пиктограмма противоречий и необходимые новые организованности
- Оценка настроения людей и сопутствующие настроению риски («дикие карты»)
«Левый сценарий»:
- Настроение, пассионарность, инвентонарность людей и новые формы самоорганизованности, места для инноваций
- Противоречие, на котором будет создана революционная ситуация изменений и последующие организованности, ее фиксирующие
- Сценарная гипотеза: за счет чего и как можно предъявить миру будущее?
- В чем глобальный смысл, идея, новый миф, и каких управляющих технологий не хватает в новых самоорганизованностях?
*****
Задание №3
Тема: Социопиктограммы
- Представление о сборке
- Техники сборки: «огурцы», «продвинутые огурцы», «сценарные линии»
- Пиктографический анализ: противоречия, балансы, проектные и событийные решения
- Пиктографические парадоксы
Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:
- изучить рекомендованную дополнительную литературу (см. http://abc.srv198869.hoster-test.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/)
- ответить на вопросы самоконтроля
- при необходимости повторно просмотреть материалы семинара на сайте проекта http://trends2.srv198869.hoster-test.ru/
- выполнить практическое задание
Вопросы для самоконтроля.
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)
- Что такое социопиктограммы?
- В каких случаях применяются техники сборки: «огурцы», «продвинутые огурцы», «сценарные линии»?
- Что является источником движения социопиктограммы?
- Какова роль триалектических балансов?
- Что образует скелет пиктограммы?
Практическое
задание.
Слушателям рекомендуется продолжить работу с объектом, который они выбрали в первом задании, дополняя его в ходе последующих упражнений.
Создать полную пиктограмму противоречий объекта, найти потенциальные балансы, построить проектные «гребенки», в случае небольшого объекта построить пиктографическую схему взаимодействия объекта с внешней средой: межвузовской, образовательной системами, отраслью, экономикой в целом.
*****
Задание №4
Тема: Мышление
- Мышление – думание – разум
- Организованное мышление
- Мыслительные операторы
- Сложное мышление
- Дизайн мышления
Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:
- изучить рекомендованную дополнительную литературу (см. http://abc.srv198869.hoster-test.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/)
- ответить на вопросы самоконтроля
- при необходимости повторно просмотреть материалы семинара на сайте проекта http://trends2.srv198869.hoster-test.ru/
- выполнить практическое задание
Вопросы для самоконтроля.
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)
- Что такое организованное мышление?
- В чем сходство и различия следующих форм организации мышления – примитивного, философского, схоластического и научного?
- Какова роль мыслительных операторов в процессе мышления?
- Каковы особенности современного сложного мышления?
- Что такое дизайн мышления?
Практическое задание.
- Создать примеры мыслительных операторов 1-го и 2-го порядков
- Описать различия современного сложного мышления и известных форм организации мышления – примативного, философского, схоластического, научного
*****
Задание №5
Тема: Схематизация
- Представление о схеме
- Онтологические схемы
- Социосистемные схемы и модель социосистемы
- Различение: схемы и модели
- Различение: схемы и пиктограммы
- Прогностические схемы
Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:
- изучить рекомендованную дополнительную литературу (см. http://abc.srv198869.hoster-test.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/)
- ответить на вопросы самоконтроля
- при необходимости повторно просмотреть материалы семинара на сайте проекта http://trends2.srv198869.hoster-test.ru/
- выполнить практическое задание
Вопросы для самоконтроля.
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)
- Что такое онтологические схемы?
- Что такое модель социосистемы?
- Как отличаются схемы и модели?
- Какие виды схем вы знаете?
- Как используются прогностические схемы?
Практическое задание.
Слушателям рекомендуется продолжить работу с объектом, который они выбрали в первом и последующих заданиях.
- Описать инновацию в выбранном объекте прогнозирования с помощью схемы «Крест инноваций» с фиксацией четырех позиций (онтология, технология, инновация, традиция)
- Перечислить все события и тенденции, которые указывают на перекос социосистемного кубика в область иллюзорного:
- От производства (действия) к рекламе, пиару, упаковке;
- От познания к эзотерике, ритуалу (от бесконечного к конечному);
- От образования к тестам и контролю за выполнением;
- От управления к войне, редукции, формалистике.
- Рассмотреть внедрение конкретной инновации в бизнес, образовательную систему с точки зрения себя, как актора развития.
- Использовать для отчета схему «Трехслойки» Г.П. Щедровицкого в модификации С. Переслегина с движением себя по трем уровням и трем «лифтам»
*****
Задание №6
Тема: Фокусы Знания
- Понятие о фокусе Знания
- Схематизация фокусов Знания
- Прогностические Знания: Историческое, Географическое, Этиологическое, Инженерное и др.
- Упаковка и архивация Знаний.
Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:
- изучить рекомендованную дополнительную литературу (см. http://abc.srv198869.hoster-test.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/ )
- ответить на вопросы самоконтроля
- при необходимости повторно просмотреть материалы семинара на сайте проекта http://trends2.srv198869.hoster-test.ru/
- выполнить практическое задание
Вопросы для самоконтроля.
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)
- Что такое фокус Знания?
- Сколько фокусов Знания вы можете перечислить?
- Что такое модель социосистемы?
- Как отличаются схемы и модели?
- Как используются прогностические схемы?
Практическое задание.
- Составить собственный необходимый пакет знаний для успеха в своей области прогностической деятельности, используя знаниевую модель. Отчет предоставляется в виде списка знаний и навыков, а также вопросов, если знания и навыки не сформированы с выделенными ядрами.
- При оценке этого задания особенно ценными будут признаны прогностические вопросы, которые еще не поставлены в прогностике.
*****
Задание №7
Тема: Стратегирование
- Стратегическое Знание
- Понятие стратегии
- Схема стратегирования
- Принципы стратегии
- Критический ресурс
- Стратегия и риск
- Стратегический маневр
- Стратегические слабости
- Сценарная сходимость
- Оперативные схемы
- Учение об операции
- Учение о темпе
Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:
- изучить рекомендованную дополнительную литературу (см. http://abc.srv198869.hoster-test.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/)
- ответить на вопросы самоконтроля
- при необходимости повторно просмотреть материалы семинара на сайте проекта http://trends2.srv198869.hoster-test.ru/
- выполнить практическое задание
Вопросы для самоконтроля.
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)
- Какие принципы стратегии вам известны?
- Что такое стратегический маневр?
- Что такое схема стратегирования?
- Каковы основные принципы учения об операции?
- Что такое критический ресурс?
Практическое задание
- Выбор той цели (результата) для объекта прогнозирования, которая требует стратегирования, а не проектирования, программирования или иной техники рефлективного управления.
- Фиксация дефицита ресурсов и нахождение критического ресурса.
- Именование стратегии
- Месседж о стратегии, как об уникальной для внешнего пользователя (текст)
- Выбор маневра или, хотя бы, принципа, положенного в основу стратегирования
- Именование события, которое фиксирует, что цель достигнута.
*****
Задание №8
Тема: Сценарно-стратегический анализ
- Сборка разнородных стратегий
- Прогностические требования
- Прогноз, как «рамка» стратегирования
- Прогноз и стратегический «маятник»
- «Узелковое письмо», как техника увязки масштабных уровней в стратегировании и прогнозировании.
Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:
- изучить рекомендованную дополнительную литературу (см. http://abc.srv198869.hoster-test.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/ )
- ответить на вопросы самоконтроля
- при необходимости повторно просмотреть материалы семинара на сайте проекта http://trends2.srv198869.hoster-test.ru/
- выполнить практическое задание
Вопросы для самоконтроля.
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)
- Какие технологии сборки вы знаете?
- Что такое прогностические требования?
- Что такое стратегический «маятник»?
- Каковы основные принципы «узелкового письма»?
Практическое задание
- Распаковка стратегии, используемой на домашнем задании к предыдущей лекции через схему «узелкового письма».
Достаточно создать и поименовать одну «большую дугу» от трансцендентного к событийному, чтобы оправдать выигрыш стратегического темпа, то есть, необходимо поименовать над и под третьей стратегической линией четыре точки:
4.Трансцедентная (Смысл);
3. Концептуальная (Содержание);
2. Ресурсная;
1. Событийная
*****
Задание №9
Тема: Неклассическая прогностика
- Понятие о сценарных эффектах
- Сценарное «хокинговское излучение»
- Сценарное «черенковское» излучение
- Сценарный коллапс
- Сценарные мет(а)бъекты и граничные явления
- Понятие о мета-пиктограммах
Для более полного усвоения темы и закрепления образовательного эффекта слушателю рекомендуется:
- изучить рекомендованную дополнительную литературу (см. http://abc.srv198869.hoster-test.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/)
- ответить на вопросы самоконтроля
- при необходимости повторно просмотреть материалы семинара на сайте проекта http://trends2.srv198869.hoster-test.ru/
- выполнить практическое задание
Вопросы для самоконтроля.
(Выполняются в свободной форме, самостоятельно, не высылаются для проверки)
- Раскройте понятие сценарного эффекта
- Что такое сценарный коллапас?
- Что такое «сценарное излучение»? В чем отличие «хокинговского» и «черенковского» излучения?
- Каково влияние граничных явлений?
- Что такое мета-пиктограммы и в каких случаях они используются?
Практическое задание
- Рассмотреть неоднородный регион Российской Федерации (например, Пермский край). Провести сценарное районирование региона, как основание для сборки локальных разнородных стратегий.
- Рассмотреть любую ФЦП и разложить ее по уровням техники «узелкового письма» от концептуального до событийного.