7 мая 2020 года состоялась экспертная конференция посвященная обсуждению вопросов развития экономики двух регионов после снятия карантинных мер. Конференция прошла в ОНЛАЙН-формате, объединив две точки: РИЦ ТАСС Санкт-Петербург и Ленинградскую областную торгово-промышленную палату.

Организаторами мероприятия выступили:
• Институт современного государственного развития
• Региональный информационный центр ТАСС Санкт-Петербург
• Ленинградская областная торгово-промышленная палата.
В ходе конференции состоялось обсуждение оценки и развития ситуации для экономик Санкт-Петербурга и Ленинградской области при снятии карантинных мероприятий, рисков и базовых сценариев на текущий год, оценки нынешнего состояния и перспективных направлений развития по отраслям и предприятиям, а также предложений в региональные и федеральный план восстановления экономики.
На площадке РИЦ ТАСС в обсуждении приняли участие:
• Солонников Дмитрий Владимирович, директор Института Современного государственного развития;
• Еремеев Станислав Германович, ректор ЛГУ им. А.С. Пушкина;
На площадке ЛО ТПП в обсуждении приняли участие:
• Муравьев Игорь Борисович, исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты;
• Лагунов Александр Дмитриевич, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по развитию электронной коммерции, GR директор ГК «220 Вольт»;
• Майоров Арсений Валерьевич, председатель экспертной группы по цифровой экономике Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, директор Научно-образовательного центра урбанистики и киберантропологии ЛГУ им. А.С. Пушкина;
• Шконда Михаил Сергеевич, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт-Петербурга;
• Романюк Роман Геннадьевич, заместитель председателя комитета по информационной поддержке бизнеса Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, директор по корпоративным коммуникациям ГК «Евроинвест»;
• Бойцов Михаил Александрович, заместитель председателя Комитета по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, адвокат, управляющий партнер юридической компании 4R Group.
Основные тезисы из выступлений:
Директор Института Современного государственного развития Дмитрий Солонников:
– После выхода из карантина нас ждет построение новой архитектуры экономики страны. Государство разработало ряд направлений, ориентированных на стимулирование спроса, снятие административных барьеров, упрощение государственного регулирования, поддержку и развитие пострадавших отраслей экономики, субъектов МСП и реализацию программы поддержки занятости населения.
Важно разделить эти позиции по двум основным категориям.
Первая – это тактическая категория на ближайшее время, для того, чтобы максимально смягчить шоковые последствия кризиса. Это демпфирование последствий социально-экономического спада на какое-то время.
Вторая — построение новой экономики. Мы понимаем, что вся страна и мир переходит в новую ситуацию. Пятый экономический уклад – экономика услуг – уходит в прошлое. Качественным образом изменится структура потребительского спроса. Конечный спрос формируется или домохозяйствами, или государством. Падение доходов домохозяйств после карантина явно приведет к сокращению спроса с этой стороны по ряду направлений и к полному отказу от ряда традиционных в предыдущий период услуг и товаров потребления. Сокращение расходной части бюджета также, по некоторым данным, может составить 20%. Доходы от продажи энергоресурсов составляют около 40% бюджета страны, их сокращение в два раза сократит на 20% доходную часть бюджета. Еще будут сокращены поступления от налогов и сборов. Что-то будет компенсировано за счет увеличения кредитной составляющей бюджета. Но около 20% расходов сократить придётся. Здесь государство будет идти по пути урезания долгосрочных инвестиционных проектов. Скорее всего, сохранятся социальные обязательства, продолжено финансирование проектов, которые находятся в высокой степени готовности, но новые инвестпроекты будут остановлены (как судебный квартал в Санкт-Петербурге). Население перестанет пользоваться теми услугами, которые для него традиционно были востребованы. Экономика сферы услуг будет сильно трансформирована, что это ударит по малому и среднему предпринимательству. Будут сокращаться разные сервисы, консалтинг, туризм, гостиничный и туристический сектора, конгрессно-выставочная деятельность, транспорт, в том числе авиаперевозки. И это не только в нашей стране, но и в мире (Уоррен Баффет вышел из бизнеса авиакомпаний США).
Сейчас нужно внимательно считать, какие отрасли экономики будут закрыты полностью, какие значительно сокращены. При этом государственные программы поддержки нужно ориентировать именно на те сектора, которые выживут. Их нужно развивать и поддерживать. Остальные, как это ни тяжело, нужно готовить к ликвидации, а людей и ресурсы готовить к переориентации на другие направления.
Конечно, для Петербурга и Ленинградской области это разная ситуация. И считать её нужно отдельно. Ошибки здесь – это зона большого риска.
Еще один риск – это передел сфер собственности. Закредитованность компаний, как крупных так и МСП, особенно обострившаяся в период вынужденного простоя, делает их доступными для недружественных слияний и поглощений. Здесь могут быть несколько вариантов.
Поглощение из-за рубежа, но это только для крупных игроков.
Могут быть поглощения конкурентов с целью их дальнейшей ликвидации.
Поглощение крупными российскими банками, недаром, к примеру, Сбербанк уже открыл в ЦБ безотзывную кредитную линию на 500 млрд. руб. Банки могут заметно изменить структуру нынешней собственности в регионах.
Наконец, переход под контроль государства в той или иной форме.
Риски здесь очень большие. Изменения нас ждут серьезные и тяжелые. Возможна серия рейдерских захватов в стиле 90-х годов. Региональным властям нужно очень серьезно отслеживать и контролировать данную ситуацию.
Ректор ЛГУ им. А.С. Пушкина Станислав Еремеев:
– Сегодня мы наблюдаем наложение двух серьезных вызовов: пандемия и спад ВВП во всем мире. Эти вызовы породили спад экономической активности и снижение потребительского спроса. В этой ситуации повышается роль государственного регулирования и его эффективность на всех уровнях власти. Важно отсутствие разницы между словами, желаниями и реальностью. Необходимо найти персонализированные для каждого региона рецепты. При этом для Санкт-Петербурга и Ленинградской области они будут различными. Санкт-Петербург, как и большинство мегаполисов, пострадает от последствий карантина значительно больше из-за падения сектора оказания услуг. В Петербурге – это закрытие многих малых и средний предприятий, сжатие среднего класса, снижение потреблений домохозяйств. В Ленинградской области с этим должно быть легче.
Исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Игорь Муравьев:
– Бизнес сильно зависит от тех решений, которые принимаются на законодательном и исполнительных уровнях власти. Практика последних месяцев показывает, что предпринимателям не хватает полной, понятной и главное – актуальной информации о мерах поддержки государством. Сейчас возрастает роль обратной связи, в первую очередь, от бизнеса, в формировании новых законодательных инициатив, направленных на поддержку отраслей и корректировку уже принятых мер.
Так по результатам многочисленных заседаний Рабочей группы по снижению издержек бизнеса Комиссии Государственной Думы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства в Парламент было представлено около 300 предложений поддержки, включая предложения Ленинградской областной торгово-промышленной палаты.
Остро назрела необходимость реальной, а не декларируемой кооперации между частным бизнесом и госкорпорациями с тем, чтобы объединить усилия, направленные на выход экономики из кризисной ситуации.
Сегодня определяются точки роста, которые будут притягивать к себе тот бизнес, который сможет себя сохранить. Для сохранения занятости населения и поддержки спроса необходимо максимальное снижение нагрузки на фонд оплаты труда, чтобы предприятия, имеющие потенциал для роста, правильно сформировали свой кадровый резерв и минимизировали уход трудовых отношений в серую зону.
Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по развитию электронной коммерции Александр Лагунов:
– Электронная коммерция может и уже стала драйвером роста экономики. Это основной канал продаж непродовольственных товаров для граждан в некоторых регионах, где другая непродовольственная розница полностью запрещена. Для поддержки этой сферы необходимо:
1) снижение стоимости эквайринга до 1 сентября 2020. Надеемся, что эту меру продлят.
2) отмена или субсидирование стоимости «Платона» (так называемого косвенного налога для логистических компаний, закладываемого в стоимость доставки), чтобы увеличить скорость и объем доставок.
Считаем, что стоит обратить внимание на электронную коммерцию в регионах, где мы часто сталкиваемся с непониманием.
Председатель экспертной группы по цифровой экономике Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, директор Научно-образовательного центра урбанистики и киберантропологии ЛГУ им. А.С. Пушкина Арсений Майоров:
– Для академического сообщества всегда первым стоит человек. Сейчас мы активно осваиваем формат дистантной работы. То, что мы привыкли делать вживую, сейчас активно цифровизируется. Многие инициативы цифровой экономики, которые мы обсуждали на площадке Ленинградской областной ТПП или нашего ВУЗа, сейчас получают свой импульс. Это, прежде всего, экспериментально-правовые режимы, так называемая регуляторная песочница; цифровые двойники и так далее. Таким образом, цифровая экономика – это огромное поле возможностей для создания новых инструментов работы. Важно, чтобы это было эргономично и удобно для людей, которые и так сломлены психологически.
Президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт-Петербурга Михаил Шконда:
– После закрытия офлайн-точек продаж стало некуда сбывать продукцию. В общей сложности падение продаж фермерских продуктов составило не менее 30%. Пересмотрели вопрос розницы и опта. Теперь мы должны иметь переработку. Однако полноценно создать кооператив для этого пока невозможно, т.к. нет запаса денег для переформатирования. Поэтому рынок «на селе» будет снова переходить в офлайн. Чтобы помочь отрасли, необходимо участие государства по созданию условий по переработке для кооператива. С весенними работами сельхозпроизводители Ленинградской области в этом году, не смотря на карантинные меры, справились. Теперь будет важно, чтобы собираемый урожай находил спрос. И здесь могли бы помочь меры государственной поддержки в создание предприятий переработки продукции крестьянских (фермерских) хозяйств, а также личных подсобных хозяйств и кооперативов. Можно было бы разработать структуру такого кооперации в новых условиях. Но без государственного финансирования её не реализовать.
Заместитель председателя комитета по информационной поддержке бизнеса Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Роман Романюк:
– Строительный бизнес не останавливается, уже запущенные объекты продолжают возводиться. Крайне важно для отрасли стимулирование спроса посредством снижения ипотечной ставки по разным категориям и воздействие государства на банки с государственным участием с тем, чтобы в индивидуальном режиме работать с теми, кто испытывает трудности по выплате уже имеющихся ипотечных кредитов.
В качестве второго направления, кроме покупки жилья населением, необходимо рассмотреть возможность госзаказа на строительство жилья. Возвращение идеи социального найма жиль населением у государства, и практики доходных домов. Перевести реализацию части потребности в жилье из покупки населением, в аренду населением жилья у государства – это возможность сохранить заказ на строительство.
Так как стройка является специфичным мультипликативным сектором экономики, дающим возможность развития ряду смежных отраслей, внимание к данной проблеме особенно важно.
Заместитель председателя Комитета по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, адвокат Михаил Бойцов:
– Пандемия показала, что российское законодательство о ЧС не готово к самой ЧС. Оно состоит из трех законов, и в них нет практически ничего о бизнесе. Только режим ЧП может возместить ущерб. Но это ущерб, а не меры поддержки или помощи. Вводимые меры поддержки несистемны. Поэтому необходимо изменение в правовом регулировании экономики.

от admisogor