Проект «Демократия как инструмент мирового порядка» был организован в 2020 году (с 5 марта 2020 г. по 19 марта 2020 г.) Институтом современного государственного развития с использованием средств гранта, выделенного Фондом поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова. Мероприятия, реализованные в рамках проекта, проходили на площадке РИЦ ТАСС (г. Санкт-Петербург).

Дискуссии, организованные в рамках реализации проекта, были направлены на проверку влияния критерия демократичности государств на международные отношения, главным образом, на взаимодействие между Россией и Евроатлантическим союзом.
К обсуждению были предложены теоретические и практические аспекты демократии и демократичности; существующие рейтинги; критерии демократичности в разных странах; инструментальное использование концепта демократии в международной политике; его роль в евроатлантической солидарности и санкционной антироссийской политике. Обсуждение данной темы позволило выявить базовые проблемы во взаимодействии России с ЕС и США.
Цель проекта: выявить роль преставлений политического истеблишмента США о демократичности государства в выстраивании межгосударственного взаимодействия.
Задачи проекта: анализ концепции демократичности в международных отношениях; анализ положения страны в стратегии США (экономическое, политическое, военно-политическое сотрудничество); заявление лидеров и СМИ США о стране.
5 марта 2020 года в Региональном информационном центре ТАСС (г. Санкт-Петербург) состоялся первый этап экспертной конференции.
В первой части выступили с приветственным словом представитель Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова Андрей Горбунов, ген. директор Санкт-Петербургского регионального центра ИТАР ТАСС Александр Владиславович Потехин, который передал собравшимся приветственные слова и пожелания продуктивной работы от Эллы Александровны Памфиловой, председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, также выступил Дмитрий Владимирович Солонников, директор АНО «Институт современного государственного развития», который зачитал приветственное обращение, адресованное участникам мероприятия, от Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга.
Затем слово взяла Наталья Валерьевна Еремина, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, которая ознакомила публику с целями мероприятия и результатами исследований студентов из разных государств, обучающихся на факультете международных отношений по темам: демократичности государств (союзников и конкурентов США); использование санкционного режима как инструмента внешней политики США и стран-партнеров; демократичность как уровень сотрудничества США с разными странами.
В рамках второй части Конференции (панель I. Демократия и демократичность: критерии и проблемы идентификации) были заслушаны доклады магистрантов и аспирантов, а также конкретные проблемы в сфере демократичности в странах ЕС, раскрытые участниками по видео-конференц связи из Эстонии, Латвии, Азербайджана.
В ходе третьей части Конференции (панель II. Санкции как инструмент внешней политики: примеры санкций и их влияние на международные отношения) были обсуждены проблемы использования санкций как инструмента единения «западных демократий» и борьбы с «недемократичными» режимами.
В четвертой части Конференции (панель III. Демократия как концепт внешней политики США: уровни взаимодействия со странами-партнерами) были обсуждены вопросы о влиянии представлений политического истеблишмента США на взаимодействие государств.
В завершении Конференции выступили эксперты, которые озвучили свои позиции в отношении обсуждаемых тем и подвели итоги первого этапа Конференции, подчеркнув, что понятие демократии не совпадает с ее формой и содержанием, что делает этот инструмент гибким, но и одновременно амбивалентным в системе международных отношений.
19 марта 2020 года в РИЦ ТАСС (г. Санкт-Петербург) состоялся второй этап пресс-конференция (уже в связи противоэпидемиологическими мерами в ОНЛАЙН-формате), в рамках которого были подведены итоги обсуждения докладов студентов из разных государств, обучающихся на факультете международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), по теме «Демократия как инструмент мирового порядка». Также были обсуждены дополнительные аспекты, влияющие на оценку демократии. Так, магистранты и аспиранты выступили с соответствующими докладами о режиме постправды, популизме, имидже государств. В ходе состоявшейся дискуссии были определены основные позиции в интерпретации концепта демократии.
Во втором этапе приняли участие профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Еремина, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, которые вели мероприятие; директор ДП.РУ Игорь Павловский, доцент кафедры политического управления СПбГУ Ольга Игнатьева, доцент кафедры политического управления СПбГУ Константин Кондратенко, доцент кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ Александр Конфисахор, доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Наталья Немирова, которые выступили со своими экспертными мнениями и позициями.
На связь с пресс-центром по видео-конференц связи вышли магистранты и аспиранты СПбГУ Алекса Филипович, Юрий Колотаев, Елизавета Петрова, Нина Ладыгина-Глазунова и Дарина Мерзосова.
Мероприятие прошло в ОНЛАЙН-формате. Представители СМИ и слушатели принимали участие в пресс-конференции дистанционно (журналисты при предварительной аккредитации).
Конференция состояла из нескольких частей.
Открыли конференцию директор Института современного государственного развития Д.В. Солонников и профессор СПбГУ Н.В. Еремина, которые подвели итоги первого этапа конференции, озвучили вопросы, которые был раскрыты в ходе первого этапа, обозначили отдельные аспекты, которые нуждаются в дополнительном рассмотрении, подключив к продолжению дискуссии студентов СПбГУ.
В ходе выступления магистрантов и аспирантов от слушателей, включая журналистов, поступило много вопросов (отправлялись на указанные телефоны в WhatsApp). Вопросы были посвящены различным аспектам кризиса институтов демократии, проблемам неприкосновенности личной информации и свободы слова и СМИ в условиях постправды, влиянию короновируса на изменение сотрудничества государств и санкционный режим. Представленные ответы и примеры позволили полностью ответить на все вопросы. Подводя итоги этой части, следует отметить высокий уровень подготовки студентов, глубокий анализ проблем демократии и понимание ими, что концепт демократичности не является однозначным.
Затем были заслушаны мнения экспертов, которые обратили внимание не только на критерии демократичности, но и на существующие рейтинги и их критику, развитие СМИ, фактор экономического развития для демократии государств, дали рекомендации для дальнейшего исследования поставленной проблемы. В частности, провести исследование и сравнительный анализ того, что сами граждане разных стран думают о демократии в своей стране и в общем об этом концепте.
В завершающей части Н.В. Еремина озвучила результаты анкетирования студентов из разных стран. Анкетирование проводилось в два этапа: до конференции (приняли участие 34 студента), после Первой конференции (приняли участие 42 студента). Результаты анкетирования продемонстрировали важное позитивное влияние на изменение понимания концепта демократичности. В качестве примера можно привести следующий факт. Если до конференции 69% посчитали США самой демократичной страной, то после конференции США опустились на 8-место, а на первое поднялась Швейцария (60%). Полученные результаты требуют дополнительного исследования и дают пищу для размышлений, что следует назвать также важным итогом мероприятия в целом.
В качестве практических и научных результатов проекта можно выделить следующее:
1. Студенты из разных стран провели коллективное исследование на актуальную тему, что способствовало развитию международного сотрудничества среди молодежи и экспертов, их взаимодействию в диалоге по наиболее сложным аспектам международной политики;
2. В ходе реализации проекта удалось сформировать «каркас мнений и идей» участников из разных стран о процессах формирования нового мирового порядка;
3. В ходе многолетнего исследования (2017-2020 гг.), осуществленного магистрантами, обучающимися по программе «Дипломатия России и зарубежных государств» (факультет международных отношений СПбГУ), о роли концепта демократии в развитии международного порядка, были сделаны следующие выводы:
— после окончания Второй мировой войны демократия стала важнейшим концептом развития международной среды, а участие государств в так называемой демократизации международных отношений давало им возможность полагать себя демократиями;
— так называемый лагерь западных либеральных демократий формировался в противостоянии советскому блоку, что заложило в него стремление к конфронтации и необходимость внешнего («недемократичного») врага;
— безоговорочное лидерство США в Западном блоке и наличие концепта демократии во внешнеполитических стратегиях США, связали модель демократии, представляемую США, с идеологией демократизации международных отношений. В этих условиях США всегда апеллировали к нарушениям демократических норм в том или ином государстве, что, по их мнению, давало им, как лидеру «демократического мира» и «образцу демократии», право на «экспорт демократии», так называемые «демократические интервенции», а также разнообразные санкции;
— интерпретация США степени демократичности какого-то государства используется американским истеблишментом как инструмент влияния на него, поэтому мы замечаем взаимосвязь между интенсивными взаимодействиями между сторонами и признанием ими друг друга в качестве демократий;
— апелляция к концепту демократии серьезно недооценена в российской внешнеполитической стратегии и не всегда учитывает акцент «западных партнеров» на нормы демократии.
4. Благодаря участию в проекте и дискуссиям студенты из разных стран значительно повысили свой профессиональный уровень; приобрели критическое мышление и научились использовать аналитические инструменты в оценке концепта демократии, поняв, что это сложный концепт, имеющий и субъективное, и инструментальное измерения; студенты из разных стран поняли, что США нельзя полагать моделью демократического мира, а Россия, напротив, соответствует многим критериям демократического государства; студенты познакомились с позициями разных стран в отношении фактора концепта демократии;
5. С учетом того, что студенты (магистранты и аспиранты факультета международных отношений) после окончания ВУЗа занимаются международной деятельностью, либо в соответствующих структурах, либо в сфере консалтинга, участие в данном проекте позволит им больше понимать позиции собственной страны, отстаивать интересы России, а также понимать реакцию других государств;
6. Благодаря проведенному анкетированию, состоявшемуся в два этапа, мы располагаем данными об эволюции понимания концепта демократии студентами и экспертами из разных стран, что позволяет четко оценить значение конференции, которая показала разные взгляды на данный вопрос;
7. Результаты исследования и проекта, и его материалы, лягут в основу будущих научных статей (в частности, с коллективом экспертов состоялась дискуссия о возможной публикации монографии по данной теме);
8. Были выработаны конкретные рекомендации, как учитывать концепт демократии во внешней политике России. Среди них такие: акцент на собственные национальные интересы, активизация социально-экономической политики, которая всегда воспринимается как основание для демократизации; распространение информации об институтах России, о деятельности партий, законодательной власти для понимания взаимодействия с гражданским населением и повышения уровня информированности граждан, дабы у них не возникало ощущение «демократического провала»; постоянная актуализация информации о реальном положении дел в сфере демократии в других государствах, чтобы у граждан России и других стран не возникало иллюзий; России более активно следует интерпретировать свои позиции во внешнем измерении как позиции ответственного государства, ориентированного на поддержку прав человека, в частности, в отношении соотечественников. В поддержку этой позиции играет и социальное проектирование внутри страны. Более того, надо распространять информацию об успехах России в разных сферах, чтобы население других государств понимало, что граждане России живут в демократичном и динамично развивающемся государстве.
В перспективе подобные дискуссии могут стать эффективной площадкой для международного диалога (среди экспертов и студентов) по критически важным проблемам современного мира: что такое демократия, каковы критерии демократичности; каким образом демократия используется как инструмент межгосударственного диалога; какова роль США и их союзников в этом процессе; какова роль России и возможности диалога различных сторон; о влиянии новых международных вызовов (терроризм, короновирус) в изменении фактора демократичности. Мы продолжим формировать международное измерение научного сотрудничества молодежи из разных стран, привлекать их к дискуссиям на международные темы, способствуя взаимопониманию, и привлекать к данному диалогу экспертов из других стран, которые предоставляют информацию студентам «из первых рук» о ситуации в своих странах.

от admisogor